Радаев Вячеслав (radaevslava) wrote,

6 Эмпиризм и рационализм в философии 17 в. Ф. Бэкон и Р. Декарт

6 Эмпиризм и рационализм в философии 17 в. Ф. Бэкон и Р. Декарт
Натурфилософия XVI века в XVII веке разделяется на натур (учение о природе) и философию (учение о сущностных основах бытия). Учение о природе представлено целым рядом наук, пошло по пути экспериментального исследования. Философия наряду с собственными философскими проблемами, такими как проблемы познания, субстанции, человека – соц. институт, стала выполнять роль теоретического познания. Именно эта функция философии способствовала росту ее самомнения и уже к XVIII веку философия начала претендовать на роль науки наук.
Эмпиризм
Эмпиризм - направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: “нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)”, “знание - сила”. Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.
Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.
Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США). Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.
Родоначальником был английский философ Френсис Бэкон. Бэкон считал, что науки развивались до сих пор методом проб и ошибок, и тем самым они отстают от практики. На самом деле предназначение науки состоит в указании правильного и кратчайшего пути к открытиям и изобретениям. Главное затруднение на пути к познанию не во внешних условиях, а в способах применения разума. Решая эту задачу, Бэкон пишет книгу “Новый органон”, в которой показывает принципы нового метода как кратчайшего пути к истине. В этой книге две части: критическая и конструктивная. В критической рассматриваются причины, тормозящие прогресс разума и способствующие разного рода заблуждениям. Эти причины он излагает в учении о призраках и идолах. Таких призраков четыре:
“Призраки рода”. К ним относятся родовая ограниченность ума и чувств человека.
“Призрак пещеры”. К ним относятся индивидуальные особенности человека.
“Призраки рынка”. К ним он относил общезначимые нормы и правила. "истина устанавливается большинством" – это неверно.
“Призраки театра”. Это слепая вера в разного рода авторитеты.
В конструктивной части он показывает три основных пути, ведущих к истине:
“путь паука” – когда истина извлекается путем логических выводов из исходных аксиом. Этот путь ведет к истине, однако, истинность всей теории базируется на истинности всех аксиом. (Дедукция)
“путь муравья” (или простая индукция) – когда истинность теории базируется на истинности всех ее эмпирических составляющих. Достоинства этого пути в том, что он не отрывается от практики. В то же время его недостаток в том, что действительная истинность зависит от полноты индукции, а эта полнота осуществима лишь теоретически.
“путь пчелы” – его Бэкон представлял как синтез первых двух, когда движение начинается от фактов и через индукцию выходит к аксиомам и на их основе можно двигаться к новым фактам.
Свой метод Бэкон называл эмминативная индукция, она связана с анализом или разложением всякого сложного на простые составные части и занесение выделенных свойств и признаков в три таблицы присутствия, отсутствия и степени присутствия. Сравнивая данные таблиц можно выделить закономерности проявления того или иного свойства или признака у разных предметов. Бэкон призывал все научное сообщество объединиться при использовании этого метода и тем самым привлечь как можно больше информации.
Фактически Бэкон в начале ХVII века предложил метод, который на этом этапе написания стал определяющим – метод классификации.
Гоббс рассматривая познание, опирался на строго сенсуалистическую позицию, то есть источником наших познаний являются ощущения. Именно в это время в эмпиризме появляется его знаменитая формула: “В разуме нет ничего такого, чего раньше не было в ощущениях”. Сам Гоббс главным способом философствования считал не чувства, а рациональное мышление. Однако он сводил мышление к простым арифметическим операциям над данными чувствами. Все явления природы можно объяснить на основе этих операций. В следствие этого Гоббс становится родоначальником механистического мышления, когда мышление сводится к простым механическим операциям.
Локк выступил против наличия у человека врожденных идей. Человек обладает пустым сознанием. Все знания человек получает из опыта. Опыт бывает внешний и внутренний. Внешний – окружающий мир, который постигается путем чувственного сознания. Внутренний опыт связан с действиями души, направленными на себя, то есть осуществляется путем рефлексивного познания. Ощущения и рефлексия дают нам все идеи, самые элементарные и самые ясные. К простым идеям ощущения он относил тепло и холод, свет и мрак, движение. К простым идеям и рефлексиям – мышление и хотение. Сила мышления называется разумом, а сила хотения – волей. Совокупность простых идей образуют границы нашего познания по восприятию внешнего и внутреннего мира. Разум при восприятии простых идей пассивен, однако, получив их, разум не ограничивается простой констатацией, а начинает деятельность, состоящую из сопоставлений, соединений и отличий. В результате образуются сложные идеи.
Рационализм
Рационализм - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направления - онтологическое и гносеологическое.
Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (т.е. бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (напр., учению Платона о “чистых идеях”, которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир (“мир вещей”) является). Однако рационализм тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Напр., материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демокрит, Эпикур и др.).
Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологически рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов - сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - “Знание - сила”).
Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:
- сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
- разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.
Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.
К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.
В работе Декарта “Рассуждение о методе” рассматриваются правила рациональной дедукции:
- считать истиной лишь ясное и очевидное.
- всякое сложное дробить до тех пор, пока оно не станет ясным и очевидным.
- постепенное восхождение от простого к сложному без потери ясности и очевидности.
- конструкция сложного должна состоять из максимально возможного числа простых составляющих, то есть конструирование должно осуществляться без пропусков и скачков.
Таким образом, Декарт строит свою дедукцию, исходя из простых, ясных и отчетливых оснований, то есть аксиом. Эти аксиомы являются врожденными идеями человека и обнаруживаются “естественным светом” разума. Декарт опирается на интуитивно-достоверную очевидность.
Однако, если в обыденном познании или для конкретной области бытия как такового, такой очевидности быть не может. Решая эту проблему, Декарт создает рационалистическую метафизику. Здесь Декарт использует аргументацию античного скептицизма: можно сомневаться во всем, но нельзя усомниться в самом акте сомнения, который тождественен самому акту мышления. Отсюда следует, что положение “я мыслю” является абсолютно неопровержимой мыслью, так как ее опровержение “я не мыслю” служит дополнительным ее подтверждением. Отсюда следует – это положение ясное, отчетливое, самоочевидное.
“Я мыслю, значит, существую”, то есть от мышления как свойства, он переходит к познанию, как особой субстанции, атрибутом которой является мышление.
Спиноза отрицал наличие врожденных идей, но признавал наличие врожденной способности познания. Согласно Спинозе, научный метод необходимо создавать путем анализа всех существующих способов познания. Таких способов четыре:
Знания, получаемые понаслышке, либо по какому-либо произвольному признаку. Этот метод примитивен и используется в религиозном познании.
Знания, получаемые из стихийного, повседневного опыта. Эти знания обладают достоверностью и истинностью. Но сфера их достоверности и истинности крайне ограничена.
Знания о вещи, получаемые из другой вещи, то есть выявление причин наследственной связи. Это знание широко используется в научном обиходе. Но его недостаточно, потому что оно не дает строго достоверного и необходимого знания, ибо человек часто впадает в логическую ошибку: “после этого, значит по причине”.
Знания о вещи, получаемые через постижение ее сущности. Этот метод является наиболее достоверным, ибо идет интуитивное проникновение в сущность, которое обладает внутренней истинностью и достоверностью. Подобная интеллектуальная интуиция не имеет ничего общего с мистическим озарением и представляет собой чисто умозрительное познание сущности субстанции.
Источником заблуждений являются две основные причины:
Когда в исследовании не соблюдаются естественный порядок и ход вещей (“тождество бытия и мышления”).
Когда мы пытаемся образно представить субстанцию и ее атрибуты.
Лейбниц. Согласно ему, врожденные идеи существуют не в готовом виде, а в виде потенции, в некотором бессознательном состоянии. И лишь постепенно актуализируются до полного сознания. Роль толчка такой актуализации выполняет эмпирический материал. В связи с этим Лейбниц пересматривает сенсуалистическую форму “в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах, кроме разума”. То есть Лейбниц показывает, что человек не является пассивным отражателем окружающего мира, а активно участвует в создании собственных ощущений. Эта идея станет центральной для всей классической немецкой философии. Лейбниц дает классификацию понятий и соответствующих им видов познания. В первую очередь все понятия можно разделить на:
Темные – это такие, когда нет представления о признаках понятия.
Ясные – это такие, когда есть представление. Ясные в свою очередь делятся на:
Смутные – такие, у которых не могут быть перечислены все признаки
Отчетливые – у которых можно перечислить все признаки. Отчетливые подразделяются на:
- неадекватные – это такие, когда невозможно довести анализ понятия до конца;
- адекватные, которые могут быть:
- интуитивные
- символические – это такие, когда невозможно охватить объем понятия до конца.
Отсюда следует, что высшей мерой познания является ясное, отчетливое, адекватное, интуитивное. Все истины Лейбниц делил на истины разума и истины-факты.
Истины разума обладают всеобщностью и необходимостью. И эта необходимость носит логико-математическую форму. Отсюда, основополагающие истины разума – это фундаментальные истины логики и математики. На основании этого положения Лейбница его ученик Карл Вольф сформулировал: “В науке истины столько, сколько в ней математики”.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments